t_700_450_16777215_00_images_maxresdefault_copy.jpeg

Великий мыслитель, славный представитель якутского народа, создатель золотого фонда якутского литературного языка Алексей Елисеевич Кулаковский в начале XX века в своих мудрых, провидческих произведениях «Сновидение шамана» и Письмо «Якутской интеллигенции» отобразил свои мысли о будущем, о судьбе родного народа в контексте развития мировой цивилизации. Эти труды стали как никогда актуальными в наше время. 

Считаю, что мы должны из всех проявлений жизни извлекать уроки, выбирать всё лучшее, что может стать основой в настоящее время для развития страны и благополучия народа – это наш долг, долг потомков. В его трудах мы можем найти объяснения и ответы на многие вопросы современной Якутии, проводя определённые параллели и анализируя проблемы 110-летней давности.

Для начала стоит обратить внимание в каких условиях появились его знаменитые философские фундаментальные труды, какова была социально-экономическая, общественно-политическая и культурная ситуация в то время в Российской империи и в мире, с аспектами которой он тесно связал основную мысль этих произведений. Уже в процессе создания вышеуказанных трудов Алексей Елисеевич осознавал неразрывную связь всех процессов, происходящих в стране и в мире, с тем, что произошло в Якутии в прошлом, что происходило в его время и что произойдёт в будущем. В то время наш край уже почти три века был частью геополитического пространства Российской империи, органической составляющей великой державы, но имеющей свои региональные особенности. Кулаковский чётко выделял их, и уже тогда подчёркивал низкую плотность населения и медленный прирост численности. В начале ХХ века естественное движение якутского населения оказалось на критическом уровне – за 20 лет увеличилось только на 16 тысяч человек. Данная демографическая ситуация навевала ему мысли о вымирании якутского народа.

Сложным было само социально-экономическое положение Якутии. Основное население – якуты, которые занимались животноводством, но к этому периоду поголовье скота и лошадей сокращалось, продуктивность скотоводства была очень низкой. Всё производство было организовано ручным трудом, а классная система землепользования давала возможность владеть основными земельными угодьями только богатым сословиям, что подчёркивало резкое социальное неравенство в якутском обществе. В результате уровень жизни был низким, а жилищно-бытовая неустроенность основной массы якутского населения всё больше усугублялась. 

Тем не менее продолжала развиваться якутская традиционная материальная и духовная культура, и вместе с тем повсеместно происходило благотворное влияние русской культуры во все сферы жизни. К этому времени большое значение имело открытие школ, просвещение набирало свои обороты. Соответственно, с этими тенденциями было связано и появление якутской интеллигенции.

Период, который обрисовал Алексей Елисеевич в начале ХХ века, в России совпал с периодом Столыпинских реформ. Системные преобразования П.А. Столыпина, начавшиеся в 1906 году и запланированные на 20 лет, включали в себя ряд структурных реформ. Активная организующая роль государства становится основой их реализации. Ядром экономических реформ П.А. Столыпина является аграрная реформа, результатом которой становится изменение структуры на селе, трансформация общины в её прежнем виде, развитие кредитования и кредитной кооперации крестьянских хозяйств, организованное государством переселение крестьян на восток страны. Для эффективного землепользования было принято решение подготовить 6,5 тысяч профессиональных землеустроителей. В то время 70% крестьянских хозяйств страны были охвачены кооперацией, две трети продукции оптовой продажи и половина розничной торговли организовывались кооперативами. Кроме того, государство реализовывало развитие инфраструктуры: строительство железных, шоссейных и грунтовых дорог, морских портов, элеваторов, систем связи. 

Безусловно, мимо внимания такого исследователя, как А.Е. Кулаковский, никак не могло пройти колоссальные изменения в России того времени: он не только восхищался, какими темпами происходили события, но и опасался того, как они могут повлиять на жизнь родного народа. Несмотря на изолированность, Якутия вызывала определённый интерес внешнего мира: на севере и на побережье Охотского моря организовывались фактории по обмену, продаже якутской пушнины и охотничьих ружей, товаров первой необходимости. Наведывались американские, японские и изредка китайские торговцы, от которых местные черпали весьма интересную информацию о странах, которые они представляли.  Алексей Елисеевич следил за всем, мониторил и излагал свои мысли об этом в своих знаменитых произведениях.  

В поэме «Сновидение шамана», основываясь на якутском фольклоре как на системе образного мышления, поэт также представил размышления о судьбе своего народа в масштабах мировой цивилизации. Шаман рассказывает о своём видении в момент времени, соответствующий началу ХХ века. В начале поэмы лирический герой описывает, как он получает возможность видеть весь круг земной, обернувшись огромным орлом.  

В поэме Кулаковский через слова шамана иносказательно затронул общемировые проблемы применительно к Якутии, а также вопросы сохранения планеты – общего дома всего живого, внутреннюю суть варварской политики великих держав. 

В своих видениях белый шаман вещал об образе жизни, беспокоился о будущем народа саха. Он подчёркивал не локальные проблемы, а глобальные темы, влияющие на жизнь людей:

……Всеобъемлющим зреньем я

Всю матерь-землю – из края в край –

Объял от морей огромных до 

Отдаленных её уголков…

…… В неизвестность будущих лет 

Вдохновенно я проникал,

Видел смысл бытия….

Таким образом, поэт обрисовывает ситуацию глобального мира того времени и при этом старается познать возможность влияния различных наций на жизнь своего народа.

На востоке изгиб

Необыкновенной земли

Над морем нагретым край, 

Наподобие ободка,

Абрис 

Американского материка,…

Мускулистые дельцы, 

Множество хитроумных там, -

Они эти хваты, вдруг

Отчего-то со всех сторон

Оглядывать стали нас,

Отчего то якуты, мы, 

Озаботили думы их,

О, их мысли над нами летят… 

Но потом свой взгляд

На вздохи гигантских волн, 

На море Охотское перевёл,…

Приведились острова,..

Обитателей их хлопотлива жизнь.

Особого лада быт;

Крепки, ловки, усердны в труде

Японцы…Но почему дельцы, 

Самурайская знать

Явно заглядываются на материк?..

 

Когда перекинул взор на юг, -

…Кучей муравьиной кипят

Китайцы, да и нет – нет,

Истомлённые тяжким трудом, 

Испитые от непосильной нужды,

К нашей северной стороне, 

К нам поворачиваются лицом…

Облетая Европу, провидец шаман сделал очень точные выводы по отношению государств, влияющих в то время на всю мировую жизнь в плане ведения политики колонизации. Например, про Англию сказано следующее:

Умно рассчитывают власти её,

Уловок разных они полны, 

Ухитряются вынуждать

Другие страны в распри идти,

Домогаются розни и ждут…

Когда распалится вражда, 

Чтоб затем 

Чужими руками в карманы свои 

Денежный жар грести… 

Ещё одну страну в центре Европы – Германию того времени автор определил, как промышленно развитый и воинствующий субъект цивилизации.

…одна в Европе страна

Особо опасной кажется мне

От её стремлений я

Отвожу в смятении взгляд.

И мурашки по телу бегут,

И волосы дыбом на голове…

Это Германия. Вижу её –

Империю острых умов,

Матушки – Европы давно

Макушку свою обжила

Середину всю заняла, 

Самый центр – колыбель её..

«В мире людском не найти сильней

Воинственнее меня!» -

Взбалмошным жеребцом ржёт.

Кулаковский к тому времени уже поднакопил достаточно знаний и информации, чтобы позволить себе анализировать колониальную политику ведущих стран мира, каким образом в мире развивающегося капитализма разбогатели за счёт новых земель. Кто выигрывал в результате навязанных войн? Он как раз понимал, что последствия такой политики, несомненно, влияют исключительно на жизнь простого рабочего человека, потому что после всего этого в мире начинаются голод и болезни.

Здесь мы читаем мысли о последствиях принятого властями Российской империи решения о массовом переселении крестьян в восточные регионы страны для их хозяйственного освоения. По определённым данным, в Якутию планировали заселить более одного миллиона переселенцев. Каково было бы влияние такого большого количества переселенцев на жизнь малочисленного народа – вот, что послужило предметом беспокойства Кулаковского:

…Согнанные землепашцы несметно вдаль,

В край чужой,

Выбиваясь из сил

Вереницами – 

вкривь и вкось

В сторону якутов ехали, шли,

В самый Якутск их пути вели, 

В край наш начали переселяться они…

 

…Переселенцев спокойно мы

Подождем и дождемся их,

Пришельцев, конечно, мы 

Повстречаем, раз ожидаем их,

…У этих грозных гостей

Усвоим изобретенье их:

Ученость и образованность и 

Уменье мир постигать;

…Девяносто девять наук

Дивно- божественных переняв,

Да, мы ученостью обогатим

Душу – Землю саха…

Вот тогда пусть нагрянут они

К нам, наши гости, и встретим их, 

Как равные равных, что ж,

Зуб на зуб,

Рога на рога,

Копыто на копыто – мы равны! 

 

В итоге шаман даёт дельный и простой совет принять жизнь такой, каковой она является во всех её поворотах, быть твёрдым в мыслях, не слабеть душой, быть терпеливее и толерантнее с гостями родной земли, думать о жизни своей, учиться, быть образованными, осваивать новые технологии. 

Более подробно все свои выкладки и мысли Алексей Елисеевич изложил ещё в одном знаменитом произведении «Письмо якутской интеллигенции». Здесь Кулаковский поднял актуальные проблемы через призму видения и понимания, принятия их своим народом и, самое главное – пытался объяснить природу их возникновения. Задавался насущными вопросами: что делать, с чего начать? Уровень образованности у основной массы населения были очень низкими, что безусловно, это не давало покоя таким людям, как он. В заключительной части Письма читаем, что «интеллигенция должна разобраться на съездах, в дискуссиях между собой. Потом объяснить всем – тойонам, народу посредством книг, журналов, учреждением обществ и кружков, средствами. Трудно только начало. Будет брошено семя, то оно даст скорые всходы. Нужно только взяться за дело дружно». 

Как дальше жить при массовом переселении людей согласно условиям Столыпинской реформы? При наличии вариантов - или протесниться на север, или переехать в Китай, или и дальше продолжать жить с русским народом – он твёрдо выражает своё мнение связать своё будущее с Россией. Дальнейшая история подчёркивает, насколько правильные выводы были сделаны. Сегодня Якутия свою перспективу развития видит только в составе Российской Федерации вместе со всеми остальными народами, населяющими нашу огромную страну. Он, прежде всего, дал ответы как вывести население из материального обнищания, социального неравенства, причиной которых являлись низкая культура, безграмотность, отсталые производственные отношения. На основе своих разносторонних знаний, многочисленных исследований и наблюдений автор представляет концептуальные предложения и рекомендации для решения вышеперечисленных проблем. 

В первую очередь, речь идёт о поднятии уровня культуры народа саха, включая уровень производственной культуры, производственного развития. Образование и общественная жизнь были теми главными направлениями, где прямую ответственность должна была нести якутская интеллигенция, пропагандируя, развивая якутскую письменность, изучение родного языка и якутской литературы, открывая общественные библиотеки. Далее читаем слова о культуре зарабатывания денег, о развитии ремесленничества, то есть о ведении бизнеса. Подтверждая своими выкладками и расчётами, автор призывает широко использовать достижения науки в скотоводстве, в коневодстве, в племенном деле, разрабатывать и опробовать новые технологии разведения скота. Кулаковский подчёркивал, что задача повышения уровня благосостояния населения требует притока капитала, создания предприятий. Уделяет большое внимание на обязательнее наличие источников дохода, то есть на обязательное формирование начального капитала, оборотных средств любого нового дела – речь шла о фондах, пожертвованиях, партнёрства казны и частного капитала. С высоты сегодняшнего дня, когда любой человек понимает смысл этих умозаключений, кажется, что в то время для всего якутского народа, да и для ограниченного круга грамотных людей достижение таких высот не представлялось возможным ни в какой мере. Люди тогда жили в аласах в полном неведении о том, как живут другие люди в других странах мира, да и в нашей стране.

Значение творенья Алексея Елисеевича заключается в том, что несмотря на отсутствие всех этих понятий у народа, автор обратился в адрес малочисленных представителей интеллигенции с надеждой, что они доведут до людей идею вполне реальной возможности создания своего благополучия культурным грамотным человеком, своими руками, идею существования возможности преодоления трудностей меньшими затратами при логическом и грамотном подходе, идею возможности развития наравне с другими великими народами. Он одним из первых из народа саха впервые четко сформулировал актуальные проблемы и представил пути их решения. Последующая история Якутии ХХ-го века показывает, насколько был прав великий мыслитель.

      Несомненно, его бы очень порадовали достижения, успехи родного народа. Вполне реализовались изложенные им мысли, воплощение в жизнь которых начато именно теми представителями интеллигенции начала ХХ века, к коим тогда обращался своим Письмом. Сегодня народ саха является одним из самых грамотных народов в стране и мире, сохраняющим свою самобытную культуру и традиции, имеющим государственность в составе России. Экономика республики представлена крупными высокотехнологичными промышленными предприятиями, успешно конкурирующими на отечественном и мировом рынках, сельское хозяйство региона, развивая кооперацию, представлено наравне со всеми производителями страны. Казна республики является одной из самых устойчивых в стране, на территории работают финансовые инструменты по привлечению инвестиций, благосостояние людей растёт день. Как бы он гордился своим народом!

Но, даже на сегодняшнем этапе развития есть множество проблем и вызовов, на которые А. Е. Кулаковский несомненно обратил бы своё пристальное внимание и так же, как и 110 лет назад, искал бы пути их решения. 

Попробую провести параллели и попытаюсь представить как Алексей Елисеевич реагировал на сегодняшние события. Но к кому бы он обратился? Обратился бы он уже к своему родному народу – народу образованному, сохранившему свой язык, культуру и традиции, достигшему огромных успехов в экономическом развитии, производящему продукцию на интегрированных с отечественной и мировой экономикой предприятиях, развивающему креативную экономику в эпоху цифровизации во всех сферах жизни. Даже в таких условиях Алексей Елисеевич нашел бы угрозы, несущие опасность своему народу, и призвал бы остерегаться. Во многих из них современный человек вполне научился разбираться и решать возникающие проблемы, но глобальные процессы, происходящие в мире, закономерно порождают немало вызовов. Информация, технологии, социум развиваются такими темпами, которые человек пока не способен даже представить. Прогресс ежедневно наполняет нашу жизнь новыми понятиями и идеями:

- роботизация и искусственный интеллект новыми поколениями людей будут восприниматься, как естественное явление среды обитания;

- основой будущего бизнеса будет не производство, а идея, которая сможет обеспечить потребителю новый уровень комфорта;

- новые технологии оттеснят потребность в создании крупных производств, которые смогут заменить небольшие, но эффективные компании;

- продолжительность жизни людей значительно возрастёт – согласно прогнозам, в пределах XXI века юность будет продолжаться до 30 лет.

Думаю, на эти вызовы и на более значимые следующие глобальные проблемы, которые влияли бы на жизнь народа, как защититься от их негативного воздействия или какие выгоды изъять, как и в начале прошлого века  А.Е. Кулаковский обратил бы свое внимание:

  1. Мировая история подтверждает, что на любом этапе развития человечества происходит исчезновение целых народов, данный процесс в современных условиях достаточно ускорился. Алексей Елисеевич в начале XX века ссылается на печальную участь многих «племён и народов», которые «сошли с арены мировой», и исчезли с лица земли и предупредил, что наш малочисленный народ может исчезнуть – и эта угроза сегодня остаётся весьма актуальной. Он обязательно предупредил бы о такой опасности и сегодня. Ассимиляция народов во всём мире происходит и в современных условиях. По данным ЮНЕСКО, 40% народов мира находятся под угрозой потери своего родного языка. С исчезновением народов и языков человечество необратимо утрачивает часть своей культуры. Происходящая в мире глобализация, охватывая все сферы общественной жизни - экономическую, политическую, культурную и другие – носит сложный и противоречивый характер. С одной стороны, она объективно по мере развития человечества усугубляет интеграционные процессы народов, а с другой – глобализация приводит к потере национальной идентичности, менталитета. 

Что мы должны предпринять, чтобы защититься от этих процессов, чтобы не исчезнуть с лица Земли? В современной Якутии мы повседневно сталкиваемся с этим явлением, проводя время в Интернете, работая в трансконтинентальных и других крупных компаниях, получая информацию через СМИ, социальные сети. Напрямую каждый день общаемся со всем остальным миром, не замечая, насколько мы втянулись, и, не подозревая, какие последствия могут быть. Мы чётко должны представлять себе, что главными инструментами защиты от негативного влияния глобальных процессов, подчеркивания своей идентичности для народа саха являются сохранение и развитие родного языка, а также переданного с давних времен своего уникального образа жизни в сложных условиях Севера, создавшего уникальные традиции и самобытную культуру. Народ саха сохранил свой сочный древний язык, не имея письменности до начала ХХ века, благодаря устному творению нашего народа - Олонхо, которое получило огромную оценку ЮНЕСКО. Олонхо объявлен нематериальным шедевром мировой культуры. Современное поколение народа саха спустя 110 лет после появления знаменитого Письма Кулаковского владеет не только родным языком, но русским и другими языками мира. Мы – граждане российского государства, и русский язык для нас является языком общения со всеми народами России. В последние десятилетия мы выходим на мировые рынки, связываемся с людьми других стран по разным направлениям, благодаря этому языком общения становятся английский, китайский и многие другие языки мира. Это прогресс, это развитие, но при этом ни в коем случае родной язык мы не должны забывать, как писал Кулаковский – мы должны постоянно изучать его и совершенствовать. Современная Якутия в этом достигла тоже много хорошего, которое в новых условиях должно засиять ещё более красочными яркими цветами. 

А.Е. Кулаковский увидел огромное противоречие современной для него цивилизации и научно-технического прогресса. Актуальность этого противоречия везде и всюду ощущает и современное поколение землян. Чрезмерно быстрый темп развития, улучшение уровня жизни людей породили огромное количество экологических проблем, приводящих к деградации всей экосистемы планеты: загрязнение атмосферы, выброс вредных веществ, глобальное потепление, мусорная проблема. На планете исчезло 7 миллионов квадратных километров тропических лесов. Изменение климата чувствуется и в Якутии – тает вечная мерзлота. Россия – северная страна, которая больше подвергается влиянию глобального потепления. За последнее десятилетие на Земле средняя температура воздуха потеплела на 1,09 градусов, а в России – на 1,5 градуса. Изменения в среде обитания неумолимо ведут к исчезновению некоторых видов, популяций зверей и птиц. Существенно нарушена биологическая цепочка: из-за нехватки еды хищники «выходят» к людям, из-за чрезмерного химического и всего другого различного влияния на природу появляются озоновые дыры, бывают кислотные дожди, что уж говорить об участившихся природных катаклизмах! В такой ситуации Якутия должна добиться особого места в общемировой экологической политике, подчеркивая свою уникальную особенность. Общая площадь суши планеты Земля без Антарктиды составляет 134,74 млн квадратных километров, из которой 2,3% является территорией Якутии, и эта огромная территория по нынешним меркам не освоена. Преимущество нашей Якутии заключается в том, что у неё одна треть территории является особо охраняемой территорией, что даёт нам право в будущем стать одним из островков с благополучной экологически чистой территорией на этой планете. Чем дольше сохраним свою природу в таком состоянии, как сегодня, тем дольше народ будет жить. Алексей Елисеевич с огромным интересом поддержал бы такую постановку вопроса.

А. Е. Кулаковский, всё время ищущий способы выживания родного народа, обязательно обратил бы внимание на ту ситуацию, которая сложилась сегодня в мире в области охраны здоровья населения. Последние два года нас поставили лицом к лицу с проблемой появления новых эпидемий и показали неготовность человечества к противостоянию новым вирусам. Эбола, ВИЧ, чума, холера, малярия, оспа, COVID-19 являются серьёзными заболеваниями, вызывающими эпидемии, создающими особые трудности в устойчивом развитии стран. От них умирают ежегодно миллионы людей, только COVID-19 заразились около полумиллиарда человек. Потери в экономике всех стран от такого явления огромные – достигают до 10 триллионов долларов. Если раньше развитие экономики предполагалось при условии обеспечения повышения производительности труда, технического и технологического перевооружения, то сегодня такая концепция уже исчерпала себя. Без создания устойчивой системы борьбы с новыми вирусами формировать политику экономического развития как раньше уже не представляется возможным. Алексей Елисеевич указал бы на позицию сохранения здоровой нации, как одной из главных составляющих экономической политики. Люди должны научиться беречь своё здоровье, это должно стать правилом жизни каждого, а власти должны наравне с проводимой социально-экономической политикой предоставить гарантию ликвидацию любых проявлений новых вирусов. Само общество должно меняться, уходить от стереотипов и сценарий развития должен стать совсем другим нежели было до пандемии, потому что сама ситуация изменилась в корне. Сегодня медицина становится, по сути, драйвером развития экономики, появилось предостережение потери значения расчётов финансистов и экономистов при отсутствии нового эффективного лекарства против новых супербактерий и вирусов. С такими выводами Алексей Елисеевич согласился бы обязательно. 

Мыслитель подчеркивал, что мировые катаклизмы будут сопровождаться наряду с кризисом производства, стихийных бедствий и невиданным голодом. Сегодня в мире назревает продовольственный кризис и острая нехватка чистой воды. Борьба за безопасное продовольствие и чистую воду может вполне спровоцировать геополитические конфликты. По данным ООН, в мире голодает около 800 миллионов человек: более 400 миллионов в Азии, около 300 миллионов в Африке и более 60 миллионов в странах Латинской Америки. Ведь главная проблема заключается отнюдь не в нехватке продуктов, а в недоступности по цене, поэтому нам всегда нужно думать об обеспечении достаточными доходами людей, чтобы каждый имел возможность без каких-либо проблем покупать самую элементарную в достаточном количестве. При правильном подходе к решению этой задачи Россия, в том числе и Якутия, могут уверенно называться одним из основных поставщиков продовольствия на мировом рынке. Такие возможности у нас есть. От дефицита же питьевой воды страдает 40% мирового населения. Причины: загрязнение, урбанизация, изменения в землепользовании, преобладание солёной воды. В настоящее время целью устойчивого развития определено наличие систем обеспечения населения чистой водой. На сегодняшний день, по данным международных организаций, на одного жителя планеты приходится 750 куб. метров пресной воды, к 2050 году этот показатель уменьшится до 450 куб. метров. Относительно нашей страны в ближайшие годы такой угрозы не наблюдается. Как в своё время призывал великий Кулаковский, везде необходимо искать полезную выгоду, возможности для развития, Якутия, как и вся Россия, при правильном подходе может стать в будущем гарантированным поставщиком питьевой воды в мире. 

А. Е. Кулаковский в заключительной части Письма «Якутской интеллигенции», обращаясь к образованным людям призывал рассказывать о положении дел, объяснить народу посредством книг, журналов, учреждением различных обществ, то есть использовать любую возможность доведения материала. А чтобы довести любую информацию до людей в нынешнее время проблем нет, проблема уже в другом – в её объективности. В связи с этим Алексей Елисеевич, нацелил бы внимание на доведение полной информации населению и обязательно призвал бы беречь народ от неправды, лжи. Глобальная сеть Интернет является безусловным благом человечества в XXI веке при правильном принятии и использовании являющейся огромным прогрессом. Стремительно развивающиеся и внедряющиеся в нашу жизнь социальные сети сделали общение людей ближе и проще, но и здесь есть свои издержки. Человек в сегодняшней жизни обретает двойственность: живёт реальной жизнью с его повседневными заботами, затем погружается в другую виртуальную жизнь, существующую в социальных сетях с «фейковыми» новостями. Перед нами – иллюзорный мир, который не имеет к нашей реальной жизни сколько-нибудь близкого отношения. В этом потоке информации нет ни логики, ни смысла. Оказалось, что такая двойственность вызывает у человека сомнение быть членом цивилизованного общества. Как нам быть в таких случаях?  Кулаковский призывал бы выдержать, адекватно воспринимать то, что происходит в социальных сетях и повысить культуру общения в социальных сетях, усилить требования к журналистам в части объективности освещения событий. Одним словом, обосновал бы появления информационной гигиены. 

По сравнению с временами Кулаковского сейчас существует множество вызовов и сложностей, появившихся наряду с развитием жизни, прогрессом, технологическим взрывом. Держим руку на пульсе обостряющихся геополитических трений: Северная Корея, Афганистан, выход из Евросоюза Великобритании, напряжённость вокруг Украины. Вместе с тем существует реальная опасность ядерной войны. 

Наш народ должен быть готовым ко всем этим проявлениям и научиться их преодолевать, изымать от этого только всё лучшее и полезное. Их достаточно много, многим известны, но и ответа не найдено до сих пор. В связи с этим мыслитель обратил бы своё внимание и на другие аспекты:

- Энергетический дисбаланс в мире, особенно в 2022 году, вызвал немалый переполох в мире. Цены на нефть и газ растут, приторможена зелёная энергетическая революция, спрос на энергоносители растёт. Необходимость надёжного обеспечения человечества топливом и энергией в результате быстрого роста потребления минеральных ресурсов поможет пустить в оборот полезные ископаемые в республике в XXI веке. Наряду с нефтью и газом нужны редкоземельные компоненты для смартфонов и гаджетов, для радиоэлектроники и космической, авиационной промышленности. Запасов таких минералов в Якутии достаточно много. Это наталкивает на мысль выхода на мировой рынок, используя данные возможности. 

 - Сегодня во всём мире развернулась острая дискуссия по поводу новых технологий редактирования ДНК человека. С одной стороны, можно лечить рак, а с другой – можно создать технологии селекции человека – это тёмная сторона вопроса с точки зрения этики. Если люди к таким вопросам будут относится равнодушно, то можно получить механизм давления одних наций на другие. Такая генная модификация человека может стать началом конца человека как естественного создания природы. Таким же образом будет достигаться расширение возможностей мозга – будут изобретены медицинские средства, которые позволят нам мыслить быстрее, чем сейчас, а также импланты, позволяющие сконцентрироваться на конкретных задачах так, как недоступно обычному человеку. При этом сразу возникают правовые и этические аспекты использования этих «усилителей» интеллекта. Людям необходимо научиться разбираться в сверхчувствительных вопросах ближайшего будущего, то есть вооружаться этими знаниями уже сейчас, чтобы не допустить роковых ошибок, чтобы наши же изобретения во имя добра не сработали против нас, против самих людей. И нам, якутянам, никак нельзя стоять в стороне от таких дел, а быть непосредственным участником тех процессов, которые позволят не обернуть технический прогресс против нас, отличиться в этом плане своей оригинальностью и смелостью подходов к вопросам, связанным с естественным ходом развития общества в целом. 

- Сегодня активно реализуются цифровизация и роботизация производственных процессов, быстрыми темпами растёт влияние искусственного интеллекта. Смело можно прогнозировать, что однажды искусственный интеллект превзойдёт человеческий и начнёт сам по себе развиваться с огромной скоростью. Тогда что будет с человечеством, если не принять соответствующие меры наведения порядка, регулирования всех этих процессов? Наша молодёжь активно применяет IT-технологии, так что должна ещё и научиться разобраться в этих сложных вопросах будущего для защиты своего народа от их негативного влияния тоже. 

- Нужно обратить особое внимание на растущее быстрыми темпами неравенство населения по уровню доходов. В мире меньшая часть населения владеет 90% общего богатства. В современном мире есть люди, живущие в бедности и нищете, и их большинство, к сожалению. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее доллара в день. Такое явление наблюдается и у нас, наравне с этим не прекращается и безработица. Преодоление отсталости развивающихся стран требует немедленных и эффективных шагов в своём решении. 

- Перенаселение нашей планеты в связи со стремительным продолжением демографического взрыва, быстрым ростом населения в целом.  Увеличивается число пожилого населения: если сегодня до 100 лет живут в мире около 500 тысяч человек, то в конце XXI века будут жить до ста лет в 50 раз больше – будет больше 26 миллионов пожилых людей. Население Земли составляло в 1800 году около 1 млрд человек, в 1900 году около 1,5 млрд человек, в настоящее время 7,5 млрд, а в 2100 году численность Земли может составить 11,2 млрд человек. Тогда появится проблема колонизации не стран, а других планет. Возникнут проблемы с космической логистикой, с космической безопасностью и с космической дипломатией, с засорением космоса. Мирное освоение космоса – это ведь глобальная среда, общее достояние человечества. К сожалению, человечество не достигло планируемого желаемого баланса между потреблением и возможностями природы. Сейчас всё меньше таких благородных целей у столь глобальных мировых проектов по освоению Земли во благо Человека.  Если сам человек является разрушителем всего созданного, где же этот самый правильный баланс?

- И ещё одна огромная проблема – нехватка лидеров в современном мире. При проведении крупномасштабного опроса международными организациями оказалось, что 86% опрошенных не доверяют мировым политическим лидерам. Основными причинами недоверия являются коррупция, нечестность во властных структурах. Ослабление представительной демократии, экономические кризисы приводят к снижению веры демократическим институтам. Существует опасность понижения критериев лидерства из-за острого недостатка профессиональных, высококвалифицированных, харизматичных людей, способных работать во благо человечества, способных повести за собой народ, служа благородным целям. Это закономерно - при отсутствии в большом объёме лучшего, снижаются требования и критерии, делаются «скидки» на недостатки и оплошности. Нам не следует ослаблять работу по поиску талантливой молодежи и воспитанию ответственных, инициативных и креативных лидеров общественного мнения. Ведь основной мыслью Письма является раскрытие социальной роли и ответственности интеллигенции перед народом. Именно люди, понимающие руководящие функции и принимающие организующее начало, являются истинными лидерами и ведут к прогрессу нации как части человечества. Ярким примером в этом аспекте выступает для нашего народа личность самого А.Е. Кулаковского.

 Глобальные процессы, которые происходят в мире, при неправильном отношении к ним и несоответствующей организации могут иметь огромные непоправимые негативные последствия. К сожалению, люди во всем мире втянуты, по определённым объективным и субъективным причинам, в эти процессы. Нам, немногочисленному народу, нужно с огромной осторожностью принимать участие в этих явлениях и искать способы защиты от их влияния. 

Вечные произведения А.Е. Кулаковского воспринимаются как практическая программа действия, как постулаты стратегических трудов. Мы должны ставить во главу угла, как и Кулаковский, образ жизни своего народа как основу исконных духовных ценностей. Общественные идеи основывать на логическом взаимодействии «развития» и «прогресса», соотносящихся в свете исторических реалий с понятиями «нация» и «народ».

  

Егор Борисов, сенатор Российской Федерации

 

Фотогалерея

Видеоматериалы

{nomultithumb}

Программа "Честный разговор" с участием Главы Якутии Егора Борисова. Запись эфира телеканала НВК "Саха" 26 октября 2017 года.

Полезные ссылки

  1. President rf
  2. President rf
  3. sovet_federatziy
  4. Dvfo
  5. sakha.gov.ru
  6. Gosuslugi
  7. Mfc